8 (800) 350-22-79
8 (800) 350-22-79

Этапы создания мобильного приложения

Как грамотно подойти к разработке своего приложения: тонкости всех этапов от анализа аудитории до пострелизного обслуживания

время чтения: ~ 15 минут
 Этапы создания мобильного приложения
614016, г. Пермь, ул. Куйбышева 52, офис 312

Как правильно и эффективно создать собственное мобильное приложение (МП). Предлагаем рассмотреть нюансы всех этапов разработки – от исследования целевой аудитории (ЦА) по пострелизного обслуживания программного обеспечения.

Актуальность создания МП

Приложения для мобильных устройств востребованы временем и аудиторией. Доказательство этого - статистика: ежеминутно на различных платформах актуализируется большое количество программных продуктов, предусмотренных для айфонов, смартфонов.

Масштабы указанной тенденции можно оценить и проанализировать через работу систему GooglePlay, осуществляющей ежедневную публикацию более 6 тысяч новых IT-решений. Совокупное же количество релизов, представленных на платформе AppStore, превышает показатель в 5000000 единиц. Такие обстоятельства свидетельствуют об актуальности проблемы создания мобильного программного обеспечения и заинтересованности коммерческих организаций, физических лиц в разработке новых виртуальных продуктов не только для бизнеса, но и для повседневной жизни.

Заказчик и разработчик ПО для гаджетов должны быть готовы к тому, что создание такого продукта может занять несколько дней или более продолжительное время, исчисляемое месяцами. Сроки разработки зависят от трех факторов:

  • целей, функций программного продукта;
  • функционала (возможностей), предусмотренного продуктом;
  • объема информации, которую необходимо обработать и/или представить пользователям.

Процесс получения оригинального IT-решения для мобильных устройств является многоэтапным, а работы по его изготовлению могут производиться как последовательно, так и параллельно (в зависимости от особенностей продукта, предъявляемых к нему требований).

Для организации эффективного, оперативного создания МП следует заранее предусмотреть последовательность операций (методику) и поэтапно спланировать действия.

Этап первый – аналитический: исследование ЦА, рынка

Для начала работы необходимо предварительно решить принципиальный вопрос о ЦА (целевой аудитории), целях (функциях) будущего ПО, которое планируется создать - для кого и с какой целью будет разрабатываться программное обеспечение.

На данном – аналитическом – этапе следует дать ответ на следующие вопросы, которые подготовят второй шаг – подготовку технического задания на проект:

  • В чем состоит цель создания МП (продажа, информирование, презентация и т.п.)?
  • Кем представлена целевая аудитория, методика ее расширения с использованием приложения?
  • Существует ли конкуренция в планируемом сегменте деятельности с использованием МП; какова ее степень; как соотносятся целевые аудитории разрабатываемого ресурса и уже имеющихся МП, принадлежащих конкурирующим субъектам?
  • Какие достоинства создаваемой мобильной программы по сравнению с имеющимися аналогичными IT-решениями, которые позволят завоевать целевую аудиторию конкурентов?
  • Какие объемы инвестиций в производство ПО, затраты на его продвижение?

При наличии у заказчика готового техзадания (а это встречается нечасто), ему обозначается приблизительная стоимость, затрачиваемое на разработку продукта время. С данной целью производится комплексная оценка предполагаемых работ, а также оформляется детализированный план действий с описанием, характеристикой этапов создания мобильного приложения.

После ознакомления с техдокументацией команда разработчиков производит окончательную детализацию процесса для обозначения специфических особенностей проекта, обозначает совокупный объем времени, необходимый для его реализации.

Этап второй - теоретический: формирование технического задания (ТЗ)

При отсутствии у заказчика ТЗ, предусматривающего артикуляцию требований к итоговому программному продукту, ему предлагается специальная информационная форма – бриф, после составления которого формируется смета проекта, предусматривающая стоимость альтернативных приложений (различных по их возможностям). Смета должна в обязательном порядке отражать систему ценообразования (с указанием деталей, которые оказывают прямое влияние на ценовой сегмент разработки приложения). После выбора заказчиков варианта будущего МП разработчики начинают составлять ТЗ проекта.

Техзадание традиционно отражает:

  • возможности создаваемого программного продукта;
  • способы, методы технологии, используемые для его разработки;
  • сроки реализации проекта;
  • прочие существенные моменты, связанные с грядущими работами (трендовые характеристики, возможности приложения в сфере дизайна, использование актуальных маркетинговых инструментов и пр.).

После оформления, рассмотрения, утверждения техзадания осуществляется создание прототипа (либо статического, либо интерактивного), профилей пользователей, что позволит проанализировать потенциальные возможности МП, перспективы его продвижения.

После завершения работ на втором этапе разработки мобильного ПО формируются:

  • итоговый план реализации проекта;
  • способы, методы технологии, используемые для его разработки;
  • объем инвестиций в проект;
  • спецификация требования (функциональных или нефункциональных).

Этап третий - концептуальный: дизайн-решение

Для продвинутого IT-решения имеет значение визуализация, то есть оформление интерфейса будущего мобильного ПО, которое начинается после разработки концепции графического интерфейса.

Удобство работы, продуманность навигации, простота работы, эстетические характеристики программы – все это является основой визуальной составляющей, проектирование которой предусматривает:

  • создание системы графических элементов, карты экранов;
  • оформление прототипов, предусматривающих различные способы применения приложения;
  • внешний вид ПО.

Разработчики дизайн-решения (дизайнеры UI/UX) создают образ приложения, чтобы заказчик смог предварительно оценить будущий программный продукт. Важно то, чтобы интерфейс ПО находился в тренде, отражая актуальные тенденции, шел параллельно с потребительскими запросами в сегменте дизайн-решений, был востребован целевой аудиторией.

Шаг четвертый - технический: программирование

После оформления дизайн-решения начинается новый этап работы с IT-решением – создание цифрового кода, тела программы, основанного на техзадании, брифе и утвержденной форме визуализации. Выбор методики, инструментария для разработки программы обусловлен каждым конкретным случаем (заказом).

При реализации этого этапа используются:

  • языки программирования (Objective-C, Rust, HTML5, Kotlin, Swift, Java и пр.);
  • кроссплатформенные решения (Flutter, React Native и др.);
  • TOP-библиотеки, фреймворки.

Подобный набор инструментов позволяет оптимизировать рабочий процесс – сэкономить время, не привлекать дополнительных специалистов.

После верстки необходима коммуникация с дизайнерами для мониторинга состояния экранов, реализации дизайнерских решений.

Значимый нюанс завершения работ на этом этапе создания мобильного приложения - его отладка с помощью мобильных гаджетов и/или симуляторов.

Этап пятый - мониторинговый: тестирование мобильного приложения

Тестирование – обязательный этап разработки мобильного приложения. После создания программного кода необходимо проверить работу МП на реальных гаджетах.

позволяют проанализировать перспективу коммуникации программы с программным обеспечением, «железом» смартфонов, айфонов, планшетников.

Работы по тестированию вновь созданного программного продукта предусматривают:

  • тест технического задания;
  • создание тест-кейсов и иной техдокументации;
  • мониторинг работы функционала;
  • фиксацию появляющихся багов в баг-репортинг;
  • коррекцию багов, осуществление повторного тестирования на предмет их отсутствия.

Результативным решением на этом этапе работ становится итоговое тестирование накануне релиза. Оно предусматривает проверку работы программного продукта относительно тестовой документации и техзадания, представленного заказчиком (или сформированного на основании брифа и утвержденного им).

Этап шестой – апробационный: выпуск предрезиза

В процессе разработки – после этапа тестов – формируется рабочая версия приложения. Она предназначена для предрелиза, предусматривающего размещение на платформах AppStore, GooglePlay, прочих профильных ресурсах для проведения дистрибуции.

Кроссплатформенные решения выкладываются на нескольких ресурсах, чтобы клиент инсталлировал готовый продукт, «прокачал» его в реальных условиях эксплуатации в открытом или закрытом режимах

Этап седьмой – результативный: релиз приложения

Финальный аккорд процесса разработки мобильного приложения - его релиз, то есть размещение программного продукта на сервисах, доступных для скачивания ПО. Чаще всего таковыми становятся площадки AppStore, GooglePlay.

Заказчик может осуществить релиз нового программного продукта самостоятельно, но львиная доля клиентов делегируют такую функцию самим разработчикам, чтобы избежать казусов и оперативно исправить возникающие проблемы.

Этап восьмой – завершающий: пострелизное обслуживание

После релиза IT-продукта и его реализации непосредственным потребителям возможно возникновение непредвиденных ситуаций, которые не могли быть выявлен в ходе тестирования, предрелиза. Ответственные команды разработчиков предоставляют гарантию (как правило, в течение 1 года) на результаты разработки. При появлении багов они быстро исправляются. В сеть закачивается обновленные версии мобильного приложения.

Пострелизное обслуживание теоретически не входит в структуру этапов разработки (если это не касается гарантийных обязательств). Поэтому в «чистом виде» заказчик не может рассчитывать на безвозмездную доработку приложения в случаях, когда пользователи вскрывают его недостатки, недочеты.

При необходимости оптимизировать программный продукт, уже запущенный в оборот, заказчик заказать доработку или оформить соглашение на пострелизное сопровождение (обслуживание).

Такой договор предусматривает дополнительные услуги разработчиков:

  • создание, релиз обновленных версия ПО;
  • размещение от имени заказчика программного продукта на сервисах AppStore, GooglePlay и пр.;
  • продвижение МП;
  • реализацию маркетинговой концепции;
  • техническая поддержка IT-решения;
  • доработку, обновление серверного сегмента;
  • иные услуги.

Указанные выше услуги контрактуются, оплачиваются заказчиком дополнительно, ибо изначально могут быть не включены в договор на разработку МП. Но необходимость их обусловлена перспективами развития бизнеса, когда приложение должно развиваться из-за увеличения совокупного объема пользователей, применяющих разработанное мобильное ПО.

Возврат к списку

Уже знаете, какой результат нужен вам?

Заполните бриф онлайн и получите:
  • предварительный расчет стоимости
  • скидку 10% на разработку
это займёт всего 1,5 минуты
аутстаффинг

Контакты

  • Eclipse Digital studio
  • Телефон
    8 (800) 350-22-79
  • Адрес офиса
    614000, г. Пермь,
    ул. Петропавловская, д.59 А,
    2 эт, 2 оф
Бесплатный звонок