Практически каждую минуту на разных платформах появляется огромное количество приложений для смартфонов. Для ориентировочного понимания масштабов этого явления стоит сказать, что в Google Play ежедневно публикуется около 6 140 новинок, а общее число релизов в App Store уже превысило 5 миллионов. Ввиду этого процесс разработки мобильного приложения интересует огромное количество компаний и людей.
Путь со старта и до запуска готовой программы состоит из многих этапов. Некоторые занимают дни и могут проходить параллельно, а другие длятся целые месяцы и выполняются строго последовательно. Все зависит от вводных данных, цели и объема проекта.
Однако в любом случае для получения отдельного IT-решения требуется полноценная разработка. Поэтому стоит разобраться, с чего начать создание мобильного приложения и как выглядит каждый этап вплоть до финальной реализации задумки.
Этапы разработки мобильного приложения

Анализ целевой аудитории и рынка
В первую очередь заказчику необходимо определиться с итоговой целью и аудиторией, для которой, собственно, и создается приложение. Следующий перечень вопросов поможет правильно и точно сформулировать ТЗ для разработки программного продукта у компании-исполнителя:
- Каких целей планируется достичь посредством мобильной программы?
- Есть ли в планах продажа товаров или услуг в рамках приложения?
- Кто является целевой аудиторией + пути ее расширения?
- Каков уровень конкуренции в намеченной сфере деятельности?
- Пересекается ли ваша ЦА с ЦА ближайших конкурентов?
- Каковы должны быть преимущества вашего приложения перед аналогами, чтобы пользователи отдавали предпочтение именно ему?
- Какой размер бюджета для разработки и продвижения?
Если у клиента есть готовое ТЗ, что бывает достаточно редко, ему можно примерно указать, сколько стоит создание программы и сколько времени это займет. Для этого проводится оценка объема работ и составляется детальный план, описывающий основные этапы разработки программного обеспечения.
После изучения технической документации разработчики делают уточнения для выяснения специфических деталей, о которых заказчик может даже не догадываться. И на основе всех данных определяется количество времени, необходимого для написания программы и ее тестирования.
Разработка и утверждение технического задания
Если у клиента нет подготовленных требований, ему предлагается бриф для заполнения. После этого составляется расширенная смета с указанием стоимости разных по функционалу приложений (обязательно уточняется, от каких деталей будет зависеть цена). Затем специалисты приступают к разработке ТЗ.
В техническом задании описываются характеристики будущего продукта, способы и технологии реализации проекта, сроки разработки приложения и пр. При составлении ТЗ наши специалисты уделяют внимание техническим компонентам, трендовым вариантам дизайна и оптимальным инструментам маркетинга для реализации нового мобильного приложения.
После создания ТЗ начинается этап создания прототипа и составления профилей пользователей, что дает возможность оценить перспективы и потенциал продукта.
По итогу данного этапа создания программного продукта определяются:
- спецификация функциональных и нефункциональных требований;
- общий вид графического интерфейса;
- подробный план воплощения проекта;
- размер бюджета.
Дизайнерские прототипы делятся на статические и интерактивные – в зависимости от выбранных инструментов и поставленной цели. Они всегда учитывают техническую и программную базу, необходимую для разработки конкретного приложения.
Дизайн
Этап формирования визуальной составляющей начинается после получения от аналитика основы графического интерфейса и вайерфреймов. Процесс детального проектирования включает:
- отрисовку карты экранов и графических элементов;
- создание статического или интерактивного прототипа, учитывающего разные сценарии использования;
- визуализацию облика приложения и демонстрацию его поведения в соответствии с запланированными фичами.
UI/UX дизайнер подбирает инструменты оформления в зависимости от конкретных задач клиента и его пожеланий. В процессе отрисовки заказчик может увидеть и оценить внешний вид программы. На данному этапе очень важно получение обратной связи, чтобы дизайнерские решения полностью отвечали указанным требованиям, а также рекомендациям бизнес-аналитиков.
Программирование
После нескольких этапов подготовки появляется готовый дизайн, что позволяет перейти к процессу написания программного кода. Специалисты в данной сфере пользуются различными технологиями и инструментами, выбор которых осуществляется в соответствии с ТЗ заказчика, брифом и согласованным дизайном.
В процессе создания мобильного приложения применяются такие языки программирования, как Java и Kotlin, а также Swift и Objective-C. В качестве основных артефактов этапа выступают топовые библиотеки и фрэймворки.
При создании приложений нами используются кроссплатформенные решения React Native и Flutter. Они позволяют задействовать меньше специалистов и повысить скорость разработки. В особенности это важно, если проект надо воплотить в сжатые сроки и для нескольких платформ.
Важным нюансом является консультирование с дизайнером после завершения верстки. Он проверяет реализацию реализацию экранов приложения в соответствии с разработанным дизайном.
Окончательная отладка происходит на симуляторах и реальных устройствах.
Тестирование
Неотъемлемая часть жизненного цикла приложения – проведение тестов. После написания программной составляющей начинается внутреннее тестирование на реальных устройствах от Android и Apple. На данном этапе разработчик может убедиться, что мобильный продукт правильно взаимодействует с аппаратной частью и ПО смартфонов/планшетов, как и предполагалось на стадии создания прототипа.
Объём работ:тестирование ТЗ
написание тестовой документации (тест-кейсов и т.д.)
начало теста готовой части функционала
занесение обнаруженных багов в систему баг-репортинга
исправление багов и повторная проверка программы
приемочное тестирование перед релизом (прохождение основных бизнес-кейсов приложения) для проверки поведения продукта в соответствии с подготовленной тестовой документацией и ТЗ клиента
Выпуск предрелиза
Ключевой этап разработки приложений – получение рабочей версии после проведения ряда тестов и завершения доработок. Именно в таком виде программа добавляется в Google Play, Apple App Store или другой аналогичный сервис, где осуществляется дистрибуция приложений.
Кроссплатформенные решения размещаются сразу на нескольких тестовых площадках от Google и Apple, чтобы заказчик мог установить приложение на свое устройство и протестировать вживую, как оно работает. Тестирование может быть открытым и закрытым.
Релиз приложения
Тестирование, исправление багов, запуск и одобрение результата командой разработчиков (дизайнером, аналитиком, тестировщиком, программистом) не является финальной частью процесса создания приложения.
Чтобы пользователи получили доступ к скачиванию, магазин должен провести собственную проверку. Некоторые заказчики подготавливают и выкладывают продукт в Apple App Store, Google Play самостоятельно, однако большинство предпочитают воспользоваться помощью разработчиков, чтобы релиз прошел без неожиданностей.
Пострелизное обслуживание
После публикации жизненный цикл приложения только начинается. В случае обнаружения багов после презентации специалисты оперативно исправляют все недоработки. Кроме того, мы даем 12-месячную гарантию на все наши разработки.
Как правило, в течение 2-3 первых месяцев становится понятно (на основании отзывов пользователей), какие стороны программы требуют доработки или переделки. Тогда заказчик может инициировать запуск повторной фазы разработки с новой моделью данных или подписать договор на сопровождение. Со своей стороны наша студия готова подсказать, какой вариант будет более разумным и оправданным в конкретной ситуации.
Дополнительные услуги для всех видов приложений:
- выпуск новых версий программы в соответствии с обновлением ОС на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах);
- White Label (размещение программного продукта в App Store, Google Play или на другом сервисе от имени заказчика);
- доработка серверной части;
- маркетинг и продвижение мобильного приложения.
Вышеназванные предложения не входят в основной пакет услуг, поэтому их оплата осуществляются отдельно. Также клиентам доступна техподдержка с оперативным решением возникающих вопросов. Заказ дополнительных услуг не является обязательным, однако они незаменимы для любого качественного приложения, которое планирует развиваться с увеличением аудитории пользователей.